42 - ЗАГАДОЧНОЕ ЧИСЛО БАЛЬМОНТА
Необычайно снежным выдался январь 1921 года в Париже. Бальмонт идет по парижским улицам и любуется милыми его сердцу белыми крышами, наслаждается хрустом снега и всей этой чарующей "нежно-молочной далью". Но он знает, что здесь это не надолго и что весь этот наряд скоро спадет.
Мысли его переносятся в далекую, родную, желанную Россию, в Подмосковье, в самое тяжелейшее для него время, но хотя, когда он и "терзался" и "изнемогал", душа его все же пела…
Это было тринадцать месяцев назад, в лютый декабрь 1919 года в местечке Новогиреево. Поэт жил там с Еленой Константиновной Цветковской и дочерью Миррой.
Все страдали от холода, голода и болезней. Особенно страдала Елена Константиновна, уже трижды переболевшая воспалением легких и вновь заболевшая. Давно хворала дочь. Сам Бальмонт болел "испанкой" и жаловался на сердце. С большим трудом разжигались сырые дрова. Водопровод замерз, и за водой надо было ходить за полверсты - к дальнейшему из двух имевшихся во всем местечке колодцев, поскольку в первом, что поближе, мутная вода пахла болотом. Но если бы только расстояние! Чтобы накачать воды, необходимо было сделать несколько десятков качков. Стоит только остановиться - и все надо начинать сначала.
Чтобы как-то скрасить это трудное для больного поэта занятие, он начинает загадывать числа, на которые потечет вода. Вот вспоминается народный заговор на тридцать три тоски и загадывается число тридцать три. И на тридцать третьем взмахе струйка появляется. На втором же ведре струйка на загадочное число не откликается, но появляется только на сорок втором качке. И поэт радуется. Опять с ним символика: в Древнем Египте на суде Осириса число судей было 42. Но радость проходит быстро: слишком тонкая струйка и слишком медленно наполняется ведро. Поэт выдыхается, но, наконец, на сотом качке ведро заполнено.
Тогда, много лет назад, при первом прочтении автобиографического рассказа "Белый сон", в котором описывались эти события, я заметил, что его название перекликается с названием драмы любимейшего бальмонтовского драматурга Кальдерона "Жизнь есть сон". Обратил внимание и на то, что Бальмонт ушел в мир иной, туда, "где вечно голубеет лен", в сорок втором году прошлого столетия. И подумалось, что колодец для него в тот декабрьский день явился в своем роде оракулом. Но я посчитал это простым совпадением…
Прочитав недавно "Воспоминания" Е.А. Андреевой-Бальмонт, блестящего биографа (не только своего мужа), с ее изящным, я бы сказал, каким-то серебристо-переливающимся музыкальным слогом, я заново вернулся к рассказу, поскольку то тяжелое время жизни Бальмонта в Новогирееве освещалось Екатериной Алексеевной еще с одной таинственной стороны, до сих пор мне не известной.
В то время наступила длительная пауза в переписке Бальмонта из Новогиреева в Миасс к Екатерине Алексеевне. Вот что она пишет в "Воспоминаниях": "Бальмонт не в состоянии был писать, ему пришлось спешно бежать из Новогиреева. Оказалось, что их дачка в Новогирееве - заколдованный дом. В ней водились духи, которые поднимали вихри в комнатах; вещи срывались с мест, летали по воздуху и разбивались вдребезги. Посуда у них была перебита вся до последней чашки. Квартира имела вид, будто в ней прошел погром. Сначала Бальмонт с Еленой думали, что это, может быть, кошки, крысы, змеи, наконец, но когда на их глазах кувшины поднимались в воздух, а книги с грохотом, как будто они были из металла, падали на землю, сомнений больше не было, это была "нечистая сила". Это продолжалось два месяца с перерывом в определенные дни и часы. У них не стало больше сил терпеть, и они бежали. Так как в это время как раз отменили поезда, то они шли десять верст до Москвы пешком, нагруженные своим багажом".
Вот такая напасть обрушилась помимо всего прочего на семью Бальмонта. Сопоставляя все факты и события из жизни поэта, приведенные в "Воспоминаниях" Екатерины Алексеевны, а также в других источниках о Бальмонте, опубликованных в последнее время, в том числе и в книге П.В. Куприяновского и Н.А. Молчановой "Поэт Константин Бальмонт", с тем упомянутым рассказом, меня просто поразили очень многие совпадения.
Посудите сами.
В том же 1942 году умерла его первая жена Лариса Михайловна Гарелина (1864-1942).
Бальмонта из всех стран, намечаемых для посещения, особо интересовал Египет. К поездке он тщательно готовился, прочитал множество книг об этой стране. И вот он посещает "край Озириса", тот самый, который вспомнит у колодца в 1909 году, когда ему исполнилось 42 года.
Тогда же умирает его мать Вера Николаевна, урожденная Лебедева (1843-1909), через 42 года после рождения поэта.
Книга "Край Озириса", написанная Бальмонтом после путешествия, завершается очерком "Слово египетского Старца" - 42 наставления отца сыну из древнеегипетской книги на папирусе - "Книги мертвых".
Интересно, что Бальмонт родился через 42 года после восстания декабристов. Он до конца своей жизни в душе считал себя революционером, бунтарем. И его заслуги перед революционным движением не были уж такими мнимыми, как иногда хотят представить. В 1905 году, по воспоминаниям Екатерины Алексеевны, он "все дни проводил на улице, строил баррикады, произносил речи, влезал на тумбы. На университетском дворе полиция стащила его с тумбы и хотела арестовать, но студенты отбили".
Сотрудничая в антиправительственном журнале "Красное знамя", издаваемом в Париже, он напечатал там 42 стихотворения. Среди них были и пророческие, например, "Наш царь" и "Николаю Последнему".
Именно на 42-м году жизни (вторая половина 1908 и первая половина 1909 г.) поэт ощутил себя в состоянии кризиса. Поэтический сборник, выпущенный в это время, - "Хоровод времени" - стал "хороводом", кружением памяти во времени и пространстве, повторением мотивов, образов предыдущих сборников: "Жар-птица", "Птицы в воздухе", "Зеленый вертоград". Что сразу было замечено критикой.
В это же время (1909 г.) издательством "Скорпион" был выпущен последний, десятый том Полного собрания стихов Бальмонта. Поэт переходит на прозу и пишет ряд автобиографических рассказов.
Фантастическая влюбчивость поэта известна. "Последним романом" назвала Екатерина Алексеевна дружбу Бальмонта с больной юной поэтессой Таней Осиповой, жившей в Финляндии. Два года обменивался поэт с Таней письмами, стихами, цветами, поддерживая волю двадцатилетней девушки в борьбе за жизнь. Эта история любви нашла отражение в очерке поэта "Весна пришла", опубликованном в журнале "Перезвоны" за 1929 год, в 42-м номере.
Приглядимся же внимательно к этому загадочному числу 42, к двум составляющим его цифрам-числам 4 и 2.
Вспоминается, что поэт объехал четыре страны света за два кругосветных путешествия в 1905 и 1912 годах. Современники утверждали, что он посетил стран больше, чем все русские писатели вместе взятые.
В жизни Бальмонта глубочайший след оставили четыре удивительнейшие женщины, от которых он имел детей: Лариса Михайловна Гарелина, Екатерина Алексеевна Андреева-Бальмонт, Елена Константиновна Цветкова и Дагмар Эрнестовна Шаховская. С первыми двумя он был обвенчан, со вторыми двумя жил в гражданском браке.
Долгие годы Бальмонт жил на два дома - с Екатериной Алексеевной и Еленой Константиновной. Дважды возникал "треугольник". Вначале Екатерина Алексеевна оказалась в деликатном положении по отношению к Елене Константиновне, а потом, в свою очередь, Елена Константиновна оказалась в таком же положении по отношению к Дагмар Эрнестовне. Дважды поэт пытался покончить с собой на почве семейных отношений. Но, слава богу, судьба была милостива к нему. И к нам, наслаждающимся его поэзией.
Рассмотрим эти числа с другой стороны, со стороны творчества. Как поэт-символист Бальмонт придавал исключительно большое значение числу четыре: "Огонь, Вода, Земля и Воздух - четыре царственных стихии, с которыми неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении. Ни одного ощущения я не могу отделить от них и помню о их Четверогласии всегда". Кроме того, с этим числом он связывал и "четыре ступени познания" на пути к целостности восприятия мира в соответствии с индийской философией Вед.
С полным основанием к числу четыре можно отнести еще четыре стихии, присущие Бальмонту. Посвящая свою статью "Рыцарь девушки-женщины" И.С. Тургеневу, он писал: "Четыре стихии владеют судьбою и Пушкина и Тургенева: Россия, Природа, Женщина, Красота. Я разумею красоту гармонического содержания, красоту художественного творчества".
Но ведь эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству поэта и его биографии.
Число же два отражает двоичность или двуплановость символического произведения: от внешнего, чувственного образа к запредельному, неуловимому, таинственному миру божественного. Сам Бальмонт характеризовал символизм как психологическую лирику, призванную запечатлять чувства и переживания раздвоенного человека на сломе двух периодов в эпоху упадка.
Так что число 42 выглядит как бы символом жизненной и творческой судьбы поэта. Задумаешься над словами Пифагора: "Мир построен на силе чисел".
В декабре минувшего года в Шуйском краеведческом музее состоялся вечер, посвященный светлой памяти поэта в связи с 60-летием со дня его кончины. На вечере присутствовала вдова и соавтор по публикациям П.В. Куприяновского Наталья Александровна Молчанова. Она передала в дар музею его новые материалы о Бальмонте. На вечере состоялось представление только что созданного творческим коллективом ШПГУ художественно-документального видеофильма, посвященного поэту "Вернись на родину, душа!". Получилось так, что фильм демонстрировался через 42 дня после ухода из жизни Павла Вячеславовича, замечательного бальмонтоведа.
В этот вечер мысли всех присутствующих перенеслись в оккупированный немцами Париж, в декабрь 1942 года, к последним дням поэта. Немцы относились к больному поэту равнодушно. Он же их ненавидел за то, что они напали на его Родину. Все его думы о России и последние строки посвящены ей:
Где мне долго не быть… и куда
Не доходит отсюда морская вода.
Хоть в соленую дух мой волью я волну
До желанного берега как доплесну.
В те дни весь мир пристально следил за Сталинградской битвой. Следила из Америки и родственная душа поэта - композитор Сергей Васильевич Рахманинов, написавший самое вдохновеннейшей произведение за всю свою жизнь - "Колокола" на стихи Эдгара По в переводе Бальмонта и присылавший поэту деньги на поддержку его существования. Не могли не следить за величайшим сражением и Бальмонт, и Иван Шмелев, который читал поэту в его последний вечер свое "Богомолье", как не могли не следить многие тысячи соотечественников, оказавшихся по воле и неволе вне Матери-Родины в это тяжелое для нее время.
29 ноября 1942 года 330-тысячная группировка фашистских войск под командованием Паулюса была окружена, и шло планомерное ее уничтожение. Исход битвы уже был предрешен. Дошли, дошли молитвы поэта! Через 42 дня после смерти Бальмонта (23 декабря), 2 февраля 1943 года праздновалась победа в Сталинградской битве, в корне переломившей ход войны, той Великой Отечественной, которая спасла от фашизма не только саму Россию, но и всю Европу, весь мир.
/ Александр Дородников /
............................................................